Глава калининградской таможни: Контрабанда была, есть и будет
01.02.2017

Александр Кочнов рассказал о том, как в Калининградской области борются с запрещенной к ввозу санкционной продукцией.

Санкционная продукция, несмотря на торговое эмбарго, из Калининграда так и не исчезла. Ее стало меньше, она стала дороже (в первую очередь из-за падения курса рубля), однако в центре города расположено более десятка «передвижных» торговых точек, где продаются колбасы, сыры и прочая продукция, ввезенная из Польши. И, как признался начальник Калининградской областной таможни Александр Кочнов, перекрыть этот «санкционный краник» весьма проблематично, а то и невозможно.

- Если они продают колбасу, значит, должны предъявить соответствующие документы, - заявил Кочнов в эфире радиостанции «КП-Калининград». - Мы часто слышим, что надо полностью пресечь ввоз санкционных контрабандных товаров, но давайте представим себе, как это может произойти. Приезжает машина легковая на пункт пропуска. Что должен сделать таможенник, чтобы полностью пресечь возможность нахождения в ней контрабанды? Он должен посмотреть багажник, запаску, снять заднее сиденье, вскрыть панели дверей. Дело даже не в том, что мы испортим машину. Представьте, что будет, если каждую машину будем раскручивать минут 40. Поэтому нужен контроль выборочный, а контрабанда была, есть и будет.

Впрочем, очереди на границе Калининградской области с Польшей и Литвой и без 40-минутных «раскручиваний» автомобилей в последние полгода довольно внушительные. И это несмотря на то, что летом прошлого года был заморожен режим местного приграничного передвижения (МПП) между Калининградской областью и частью Поморского и Варминьско-Мазурского воеводств Польши. Напомним, режим МПП позволяет пересекать государственную границу без виз. Как признаются специалисты, приграничный поток действительно стал меньше, однако на скорости пересечения границы это почти не отразилось. Даже наоборот. Александр Кочнов винит в этом польскую таможню.

- Скорость пересечения границы зависит от работы двух таможен и двух пограничных служб, - заявил Кочнов. - Я считаю, что мы с нашими коллегами-пограничниками сделали все возможное, чтобы наши граждане проходили пункты пропуска быстро и без излишней нервотрепки. Но, к сожалению, наши коллеги и партнеры по работе, а также пограничники сопредельных стран, Литвы и Польши, имеют свои нормативы, свои видения проблемы. Сейчас у них идет проверка дактилоскопических данных (она была введена в прошлом году – ред.), а это затрудняет все, конечно. У них есть свои внутренние проблемы, особенно у таможенной службы Польши, поэтому они работают, не спеша. К сожалению, Варшава в последнее время не очень расположена к плодотворной работе не только с нашими подразделениями.

Участники ВЭД и обычные калининградцы, часто пересекающие российско-польскую границу, признаются, что нарушений в работе польской таможни нет, а причина очередей, что проверка осуществляется в строгом соответствии с временными нормативами. То есть, если отведено на проверку одного автомобиля 15 минут, это время и будет соблюдаться. Эти нормативы, кстати говоря, существовали всегда, но до последнего обострения отношений России и Польши (особенно во время проведения в Польше матчей чемпионата Европы по футболу) машины проверялись гораздо быстрее.

«Мы богатое государство»

Что касается санкционной продукции, которая все-таки попала в сети таможенников, равно как и любой другой контрабанды, то ее судьба печальна, но очевидна – она уничтожается на специальных полигонах. Александр Кочнов признался, что и ему жалко пускать под нож килограммы пармезана и хамона, но…

- Мне тоже все это жалко. Но еще мне жалко другое: представьте себе, что мы вскрываем машину, а там 800 тонн говядины или свинины, которая распихана в двигатель, в подкапотное пространство... Куда потом эту говядину? В детские дома? В общем, я предпочел бы мясные продукты уничтожать. Мы богатое государство, нам не надо кормить контрабандой наших стариков и детей.

Александр Кочнов также рассказал о последних приграничных тенденциях, касающиеся перемещения контрабанды. По словам начальника таможни, в лидерах списка задержанной на границе продукции по-прежнему янтарь, наркотики, сигареты. Янтаря, например, в прошлом году задержали более 1,6 тонны солнечного камня, стоимость – примерно 12 млн рублей. Что касается сигарет, то тут в недалеком будущем направление контрабандного потока может развернуться на 180 градусов.

- Сигареты продолжают вывозить из Калининградской области, но вы знаете, идет интересный процесс: у нас с вводом нового акциза сигареты дорожают, - пояснил Александр Кочнов. - Может измениться вообще тренд о направлении контрабанды. Могут сигареты начать возить к нам из Польши, потому что, может быть, они там будут дешевле.