Возможности цифровой маркировки и прослеживаемости движения товаров в ЕАЭС
17.11.2020

Все выводы и рекомендации цитируются далее:

"Мы провели исследование, посвященное оценке транграничных барьеров на пространстве ЕАЭС, которые можно преодолеть с помощью реализации проекта по цифровой маркировке и прослеживаемости движения товаров. Оно показало, что странам Союза удалось продвинуться по многим приоритетам, обозначенным в «Основных направлениях реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года», в том числе, по проектам цифровой промышленной кооперации, цифровым транспортным коридорам, а также обозначить общие векторы развития цифровой торговли. Мы также выявили ряд ограничений, которые могут негативно отразиться на товаропроводимости и замедлить скорость оборачиваемости капитала. Покрыть эти риски может формирование единой политики бесперебойного движения товаров в пространстве ЕАЭС, включающей гармонизацию нормативно-правовой базы, отказ от излишнего регулирования и сокращение количества систем учета. 

Существующие барьеры и ограничения, препятствующие свободному перемещению товаров

Коллективные (в отношении всех государств-членов ЕАЭС)

  1. Отсутствие единых требований в отношении условий ввоза, вывоза и перемещения по таможенной территории ЕАЭС племенных животных, а также в отношении взаимного признания государствами-членами документов, подтверждающих происхождение и племенную ценность племенных животных.
  2. Отсутствие единого порядка обращения лекарственных средств для животных, диагностикумов, кормовых добавок для животных на территории ЕАЭС.
  3. Отсутствие гармонизации ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам.
  4. Отсутствие принципов и подходов к гармонизации законодательства государств-членов в части установления ответственности за нарушение обязательных требований к продукции, правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия.
  5. Установление обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС, в соответствии с законодательством государств-членов до вступления в силу технических регламентов ЕАЭС.
  6. Невыполнение государствами-членами мероприятий по приведению национальных нормативных правовых актов в соответствие с техническими регламентами ЕАЭС, в том числе невыполнение мероприятий по признанию утратившими силу нормативных правовых актов, противоречащих техническим регламентам ЕАЭС.
  7. Отсутствие согласованных подходов по применению национальных (государственных) стандартов государств-членов и межгосударственных стандартов, к которым присоединились не все государства-члены, включенных в перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, а также перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.
  8. Недостаточность гармонизации законодательства государств-членов в области аккредитации, в том числе отсутствие взаимных сравнительных оценок с целью достижения равнозначности применяемых процедур, а также процедур разрешения споров и претензий между государствами-членами в области аккредитации.
  9. Отсутствие условий для осуществления межгосударственного информационного взаимодействия хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) между собой в рамках ЕАЭС, предусматривающего использование ими имеющих юридическую силу электронных документов, заверенных национальной электронной цифровой подписью (электронной подписью).
  10. Не проработан вопрос о возмещении НДС в связи с отсутствием отметки о пересечении товаром границы.
  11. Не проработана система валютного контроля, предусматривающая сохранение рисков штрафов при невозврате выручки.
  12. Возникновение рисков формирования барьеров для перемещения товаров при внедрении маркировки на товар в одной из стран ЕАЭС.
  13. Продвижение национальных производителей и поставщиков при движении товаров стран-участниц ЕАЭС (национальный протекционизм в отдельных категориях товаров).

Индивидуальные (в отношении одного государства-члена ЕАЭС)

  1. Установление Республикой Казахстан ограничений по допуску отдельных видов продукции (услуг), происходящей из государств-членов ЕАЭС, к государственным закупкам путем осуществления закупок у поставщиков из Республики Казахстан, включенных в перечень квалифицированных потенциальных поставщиков.
  2. Установление механизма «минимального уровня контрольных цен» на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики, в том числе с территории государств-членов ЕАЭС.
  3. Требование таможенных органов Российской Федерации маркировки ввозимых товаров единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
  4. Одновременное действие на территории Кыргызской Республики технических регламентов ЕАЭС и национального законодательства Кыргызской Республики и Одновременное действие на территории Республики Армения технических регламентов ЕАЭС и национального законодательства Республики Армения.

Препятствия для прослеживаемости товаров на пространстве ЕАЭС

  1. Разные подходы государств-членов ЕАЭС к определению целей и задач систем маркировки и прослеживаемости товаров (разные государства-члены ЕАЭС по-разному относятся к проблемам борьбы с незаконным оборотом товаров).
  2. Разный уровень технологического развития внутри стран-членов ЕАЭС (технического оснащения, покрытия интернетом, развития электронного документооборота).
  3. Отсутствие единой системы криптозащиты.
  4. Незавершенность согласования нормативной базы по ветеринарии и фитосанитарии.
  5. Различная эффективность систем управления рисками, применяемых таможенными службами в отдельных государствах-членах ЕАЭС.
  6. Отсутствие единого каталога (реестра) товаров для идентификации товаров.

Препятствия для интеграции национальных систем цифровой маркировки и прослеживаемости движения товаров на пространстве ЕАЭС

  1. Отсутствие единой системы криптозащиты.
  2. Различия в учетных системах в каждом государстве – члене ЕАЭС.
  3. Нежелание государств предоставлять доступ иностранным операторам маркировки к информации об экономических показателях деятельности субъектов предпринимательства, в том числе стоимости товаров, себестоимости, налоговых показателях и пр.

Риски и проблемы маркировки по мнению бизнес-сообществ

  1. Имиджевые риски. Публичная критика системы маркировки связана с назначением единого оператора без объявления официального конкурса и тендера, что, по мнению некоторых СМИ, говорит об ограничении конкуренции и создании «кормушки для олигархов, приближенных к власти».
  2. Финансовые издержки для бизнеса. Введение маркировки потребует существенных затрат со стороны производителей, дистрибьюторов и торговых компаний. Помимо маркировки им придется оплачивать генерацию кодов, что усложнит бизнес-процессы и увеличит документооборот. 
  3. Отмена специальных налоговых режимов для представителей малого бизнеса.
  4. Нестабильная работа информационных систем и проблемы технической интеграции.
  5. Навязывание Россией своих правил.
  6. Рост цен.
  7. Резкое снижение скорости выпуска продукции.
  8. Введение маркировки отдельных категорий товаров одним из государств-участников ЕАЭС в одностороннем порядке существенно усложнит перемещение продукции данной категории по территории ЕАЭС.
  9. Снижение рентабельности производства.
  10. Сокращение численности персонала.
  11. Огромные экономические потери малыми и средними предприятия, составляющие 97,9% всех предприятий обрабатывающей промышленности.

Почему система прослеживаемости и электронной маркировки может ускорить реализацию “Цифровой повестки”

  1. Проекты, реализуемые в рамках цифровой повестки, могут эффективно работать в Системе маркировки и прослеживаемости товаров на базе интегрированной информационной системы (одно из основных направлений “Цифровой повестки”). Они обладают потенциалом снизить административные расходы участников оборота товаров, повысить комплексность контроля движения различных товаров, способствовать существенному сокращению нелегального оборота. В частности, интеграция «единых окон» с Системой позволяет в перспективе не только упростить административное взаимодействие участников оборота с государственными органами, но и повысить прозрачность товарных потоков, улучшить прослеживаемость товародвижения.
  2. Система маркировки и прослеживаемости позволит ускорить реализацию других проектов в рамках “Цифровой подвески” за счет получения возможного синергетического эффекта от их реализации. Например, во всех государствах-членах развивается документальная прослеживаемость товаров, в том числе на основе введения электронных счетов-фактур и перехода к централизованной сдаче отчетности в электронном виде. Введение маркировки и прослеживаемости позволяет ускорить внедрение систем и унифицировать правила работы в них на всей территории Союза (что снимает многие барьеры для свободного передвижения товаров).
  3. Применение электронных пломб как разновидности цифровой маркировки позволит сформировать цифровую прослеживаемость не только отдельных товаров, но и в целом автомобильных перевозок, в том числе трансграничных.
  4. Документарная прослеживаемость в сочетании с технологиями «единого окна» и цифровой маркировкой, а также с применением электронных пломб позволяет повысить комплексность Системы расширением прослеживаемости партий импортных товаров и соотнесением товародвижения с начислением и уплатой НДС в рамках экономического пространства Союза.
  5. Интеграция ветеринарной прослеживаемости с Системой позволит унифицировать процедуры информационного обмена по движению подконтрольной ветеринарной продукции, повысить прозрачность перемещения продукции и существенно снизить затраты на прослеживание.   
  6. Интегрированная информационная система может быть использована в качестве общей информационной платформы, что существенно снизит индивидуальные затраты государств-членов, а также повысит скорость и надежность обмена данными и обеспечит их защищенность и сохранность.
  7. В большинстве государств-членов внедряются новые виды контрольно-кассовой техники с функцией онлайн-передачи данных в налоговые органы, что в перспективе позволит создать завершенную систему контроля за оборотом маркируемых товаров.
  8. Общая система маркировки и прослеживаемости может способствовать сближению позиций государств-членов ЕАЭС в сфере технического регулирования, в том числе маркировка товаров знаком ЕАС, который может быть интегрирован в средство идентификации. Также обеспечение беспрепятственного оборота маркированных товаров на территории ЕАЭС должно сподвигнуть стороны по снятию ограничений в сфере подтверждения соответствия, а именно дополнительных требований к товарам, в отношении которых уже действуют технические регламенты ЕАЭС.
  9. Создание Общей системы маркировки и прослеживаемости товаров в ЕАЭС также может стать базой пространства доверия в трансграничной торговле и будет способствовать гармонизации таможенного контроля государств-членов ЕАЭС.

Рекомендации по созданию общей системы прослеживаемости и электронной маркировки в ЕАЭС

  1. Проведение кодификации и унификации законодательства стран-участниц ЕАЭС, а также обеспечение взаимного признания электронных цифровых подписей (ЭЦП) или переход на общую ЭЦП, что обеспечит возможность заключения трансграничных договоров и других документов в электронной форме, унификация форм и форматов электронных документов позволит упростить интеграционные схемы обмена информацией и оптимизировать сроки передачи и получения информации.
  2. Нормативное закрепление запрета на реализацию нескольких систем маркировки и прослеживаемости движения товаров в отношении одной товарной группы, закрепление принципа действия интегрированной системы маркировки и прослеживаемости товаров в ЕАЭС и национальных компонентов систем маркировки и прослеживаемости движения товаров через «единое окно» подачи сведений их участниками, закрепление регламента действий всех участников систем маркировки и прослеживаемости движения товаров: ЕЭК, уполномоченных органов, национальных операторов, оператора ИИС, участников оборота товаров, потребителей, в случае их неработоспособности.
  3. Установление сценариев взаимодействия разных систем маркировки и прослеживаемости движения товаров: документальная прослеживаемость партий сырья, документальная прослеживаемость партий товаров или каждой единицы товара, физическая прослеживаемость партий товаров или каждой единицы товара, в том числе с использованием электронных навигационных пломб или электронных товарно-транспортных накладных и пр.
  4. Все пять стран - участниц ЕАЭС находятся на разных уровнях перехода на цифровую экономику. Уровень готовности к внедрению систем прослеживаемости также разный, более того, во всех странах используются разные системы маркировки. В связи с этим, необходимо предусмотреть поэтапный переход на цифровую маркировку и прослеживаемость, так как это позволит странам компенсировать разрыв в технологиях, который имеется на сегодняшний день. Например, при введении системы маркировки лекарственных средств в Европейском союзе (обязательна с 9 февраля 2019 г.) каждая страна переходила на всеобщую маркировку в соответствии с утвержденными собственными планами. Если Германия запустила и реализовала пилот маркировки в 2015 г., то Бельгия, Италия и Греция введут данную систему маркировки только в 2025 г. за счет гармонизации существующих систем с введенной.
  5. Каждая страна выбрала своего оператора маркировки и прослеживаемости (за исключением Армении). При отсутствии единых правил функционирования рынка маркированных товаров и единого подхода к тому, какие товары должны маркироваться и какой должна быть маркировка, а также отсутствия надлежащего наднационального контроля, такая ситуация может привести к коллапсу и остановке любых трансграничных операций. В данной связи можно ориентироваться на опыт Европейского союза, который на этапе старта проекта по маркировке лекарственных препаратов определил основные правила работы рынка, сформировал наднациональную структуру, координирующую этот процесс (Европейская организация по проверке лекарственных средств (EMVO) и разработал единые правила маркировки продукции. При этом бизнес-организации принимали активное участие в процессе на всех этапах проработки регулирующих документов.  
  6. При введении систем маркировки важно понимать с какой целью она вводится и для чего, кто является ключевым стейкхолдерам процесса.  От этого зависит конфигурация всей системы. В случае с товарами, потенциально представляющими угрозу здоровью населению, безусловно, необходимо вводить поштучную маркировку товара, но при этом важно учитывать, исходя из опыта Европейского союза, что отслеживание внутрискладских и межскладских перемещений никакой содержательной нагрузки не несет, за исключением того, что производитель и/или импортер может проверить в какой точке находится конкретный товар. Вероятно, опять же опираясь на опыт Европейского союза, помимо бар-кода необходимо размещать защитное устройство от вскрытия упаковки. В случае же маркировки и отслеживания товара, обращающегося на рынке с высокой долей контрафакта достаточно партионной маркировки, так как в данном случае ключевым заинтересованным лицом является производитель/импортер товара и момент выбытия одной единицы товара не так важен.
  7. Очевидно, что базовую модель маркировки и прослеживаемости нужно делать с привлечением представителей бизнес-сообщества всех стран-участниц ЕАЭС. Необходимо привлекать к этой работе членов Делового совета ЕАЭС, используя Секретариат Делового совета как инструмент коммуникации с ними.
  8. Необходимо обеспечить единую политику бесперебойного движения товаров на рынке ЕАЭС, отказаться от избыточного регулирования и лишних транзакций, тормозящих скорость оборота продукции, а также повысить проводимость товаропотока с помощью устойчивой информационно-коммуникационной инфраструктуры. Синхронизация цифровой повестки должна обеспечиваться не только на уровне национальных программ и приоритетов надгосударственного уровня, но и на уровне нормативно-правовых актов отраслевого регулирования и систем национального учета. Это же касается введения систем маркировки и прослеживаемости.

Рекомендации по дальнейшему развитию проекта 

  1. Основная нагрузка и ответственность ложится на плечи предпринимателей, для которых подобные аргументы не перевешивают тех сложностей, которые связаны с оптимизацией (а по факту – c усложнением) бизнес-процессов, необходимостью работать параллельно в нескольких информационных системах и нести дополнительные финансовые затраты. Для изменения этой ситуации необходимо предусмотреть механизмы возмещения затрат и систему разделения рисков.
  2. Тотальная и поштучная маркировка товаров может привести к замедлению оборота продукции, а значит и к финансовым потерям. Скорость и объемы товаропотока напрямую зависят от количества учетных процедур и транзакций. Дерегулирование на уровне нормативно-правовых актов национального учета, отказ от избыточного сбора информации и отслеживания продукции по всем стадиям товарооборота позволят минимизировать обозначенные издержки.

Позиционирование проекта

  1. Сервисы вместо тотального контроля (пряник, а не кнут). В создании безбарьерной среды и эффективно работающей системы прослеживаемости товаров заинтересованы не только контролирующие органы, а все участники рынка ЕАЭС (включая производителей товаров, представителей логистических и торговых компаний, а также конечные потребители). Базовым критерием успешности интеграционных процессов для них станет упрощение административных процедур и появление удобных сервисов, а не создание очередного механизма регулирования, обременяющего участников рынка новыми обязанностями и увеличивающего их расходы.
  2.  Разделение рисков вместо обременения. Система прослеживаемости должна быть прозрачной и справедливой для всех контрагентов. Это означает, что организационные, технологические и экономические издержки не могут ложиться только на плечи производителей и поставщиков товаров. Необходим механизм разделения рисков и возможность возмещения затрат. По мнению предпринимателей, текущая модель создает дополнительные бюрократические барьеры для ведения добросовестного бизнеса, а не помогает «зачистить рынок» от недобросовестных поставщиков.
  3. Общий управленческий суверенитет вместо зависимости от партнеров. Россию воспринимают не как дипломатического партнера, а как доминирующую силу, навязывающую свои условия другим участникам рынка ЕАЭС. Решить эту проблему может создание общего управленческого механизма с участием всех заинтересованных сторон. Например, трансформация ЦРПТ (который, по мнению деловых кругов других стран, выступает в качестве контролера и лоббиста российского проекта под названием «Маркировка») в Евразийскую компанию, отстаивающую интересы, создающую благоприятные условия для развития бизнеса и предоставляющего ему необходимые сервисы в едином экономическом пространстве. Если в системе управления такой компании появятся представители всех пяти стран ЕАЭС, имеющие свои доли в бизнес-структуре, то градус сопротивления политических и деловых кругов снизится.
  4. Принцип финансовой справедливости вместо «сбора податей». В проекте отсутствует финансовая модель, учитывающая интересы основных стейкхолдеров. Средства, заработанные операторами цифровой маркировки, могут быть направлены в общий бюджет и в дальнейшем распределены на модернизацию инфраструктуры в тех «контрольных точках» и в тех странах, где зафиксированы проблемы с внедрением проекта. Проинвестировать в модернизацию предприятий и покрыть часть расходов бизнеса на внедрение систем маркировки и прослеживаемости товаров может Евразийский банк развития (ЕАБР).

Задачи на уровне стран-участниц ЕАЭС

  1. Создание эффективных систем контроля и надзора, выявляющих нелегальные товары; эффективные меры по изъятию и уничтожению нелегальных товаров; меры ответственности в виде штрафов; проверочные мероприятия должны базироваться на риск-ориентированном подходе; результаты проверочных мероприятий должны предаваться публичной огласке, чтобы служить предупреждением для потенциально недобросовестных предпринимателей. 
  2. Интеграция информационных систем, действующих в отношении отдельных категорий товаров, на базе единой цифровой платформы с применением единых методов взаимодействия, которые уже внедрены участниками оборота товаров; с учетом планов всех государств-членов ЕАЭС по расширению перечня товаров, подлежащих маркировке и прослеживаемости, это позволит существенно снизить нагрузку на бизнес, который часто работает с множеством товарных категорий в разных информационных системах, и в первую очередь – затраты участников оборота товаров при введении маркировки прослеживаемости новых товарных групп.
  3. Вопросы возмещения НДС и процедуры валютного контроля за возвратом валютной выручки должны быть значительно упрощены в отношении товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в связи с созданием Общей системы, так как получение полной картины жизненного цикла товаров позволит автоматизировать предоставление отчетности и получения соответствующих разрешений".