Что ждать в таможенной сфере?
18.11.2020

В связи с техническими неполадками выступление советника президента Торгово-промышленной палаты РФ Петрова Г.Г. на тему «Что ждать в таможенной сфере?» было прервано. К счастью, нам удалось зафиксировать компетентное мнение Георгия Георгиевича благодаря телефонному разговору, которое цитируется далее:

 

«Прежде всего хотелось бы отметить, что предстоит большая работа по внесению изменений в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. С самого начала после принятия Кодекса было очевидно, что потребуется вносить существенные изменения, поскольку время торопило, а работа по согласованию в странах существенно тянулась. И поэтому конечный результат я бы назвал как в песне «слепила из того, что было». И это вполне ожидаемо, поскольку Таможенный кодекс предусматривал принятие большого количества нормативных актов (около четырехсот) как на национальном уровне, так и на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Работа до сих пор не завершена, но понятно, что уже нужно Кодекс приводить действительным в соответствие с требованием сегодняшнего времени. 

Предпринимательские ассоциации и союзы принимают активное участие в этой работе. Создана рабочая группа на платформе Минфина. С российской стороны в ЕЭК эту работу возглавляет заместитель Министра финансов Российской Федерации А.В. Сазанов. Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Деловая Россия и Опора России выделили по двум экспертам. Наверное, участникам сегодняшнего мероприятия известно, что при ТПП есть Совет по таможенной политике, и в работе над Таможенным кодексом принимают участие наши лучшие эксперты, хотя, конечно, все предложения, которые идут от бизнеса и рабочей группы - проходят согласование. Это – не просто мнение экспертов, а – коллективный разум. 

Жизнь диктует изменения и важнейшая тема сегодняшнего конгресса - это экспорт. Я бы хотел привлечь внимание участников к такой процедуре, которая предусмотрена действующим Таможенным кодексом. Она называется: переработка на таможенной территории ЕАЭС. Эта процедура предусматривает следующее: компания (­- участник ВЭД) должна достигнуть соглашение с таможенной службой того региона, где она осуществляет свою деятельность, и на основе этого соглашения она получает права: ввозить на территорию ЕАЭС сырье, материалы комплектующие; изготовлять готовую продукцию и поставлять ее на экспорт. Главное условие – всё, что завозиться для производства, должно быть вывезено с территории ЕАЭС в полном объеме (в данном случае речь идет о РФ). Естественно, возникает очень много вопросов, которые касаются того, что делать с остатками сырья (- то, что не пошло в производство), как их утилизировать, следует ли их увозить,  какова норма выхода готовой продукции и многое другое. 

К сожалению, в действующем Таможенном кодексе эта процедура прописана недостаточно четко, поэтому сейчас мы работаем в двух направлениях. 

Первое направление - это добиться оптимальной редакции, которая бы была удобна и участникам ВЭД, которые используют эту процедуру, и Федеральной таможенной службе. Однако это может занять длительный период, поскольку ситуация сейчас во многих странах Евразийского экономического союза непростая, и некоторым не до Таможенного кодекса. 

Второе направление - мы хотим предложить ФТС подготовить соответствующие методические указания для того, чтобы эта форма действительно была максимально приемлема и удобна во всех отношениях: и для производителя (экспортеров), и для Федеральной таможенной службы. Нужно чётко указать, как это требуется сегодняшней практикой. Она уже,  будем говорить, накоплена, есть успешные истории. Например, реализация такого приоритетного проекта, определенного президентом, как рост несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ). Что касается конкретных примеров, то это: шинная промышленность, металлургия, автомобильная промышленность и многое другое. Но пока это, я бы сказал, –  единицы. Достаточно упомянуть, что в странах Европейского союза на экспорт продукции, произведенной с использованием такой процедуры, приходится до 10% от общего экспорта Европейского союза. То есть, перспективы здесь большие и необходимо максимально внедрять, сделав эту форму удобной, практичной и транспарентной. 

Но не все так просто, есть и текущие дела, которые иногда вызывают у участников ВЭД большие затруднения. Вот буквально на днях Министерство финансов вынесло для ОРВ проект приказа. Участники ВЭД оценили его как новое крепостное право. Действительно, введение 16ти Центров электронного декларирования (ЦЭД) – это большой шаг вперед, поскольку таможня полностью меняет свой облик, становится электронной, почти 100% всех деклараций подаются в электронном виде. Более того, значительной объем товаров, если система управления рисков (СУР) не срабатывает, получает возможность автоматического выпуска, что значительно сокращает сроки и создает огромные удобства для участников ВЭД. Это также решает такую большую проблему, которая, конечно, имела место - борьба с коррупцией. Поэтому с самого начала предпринимательские сообщества поддержали такое важное направление в работе.

Однако создано 16 ЦЭД, и теперь проект приказа, который проходит ОРВ, предусматривает, что какое-то количество электронных деклараций будет получать диспетчеризацию (то есть направляться в те ЦЭД, которые не загружены сегодня - для ускорения). Но основная масса деклараций (более 90%) будет привязана к месту регистрации участников ВЭД. С одной стороны, это может усилить контроль, решить проблему борьбы с техническими компаниями (так называемыми однодневками). Но, с другой стороны, представьте себе на все авиагрузы (а их не мало) электронные декларации должны подаваться только в таможню Шереметьево. Не будем забывать, что страна у нас большая,  у нас 11 часовых поясов, и поэтому декларации на ряд грузов участникам ВЭД удобнее подавать, например, в сибирские, уральские, дальневосточные ЦЭД и так далее. 

Кроме того, в случае сбоя компьютерных программ (они еще требуют доработки, доводки) требуется определенный адаптационный период, что ведет к значительному удлинению сроков оформления таможенной декларации. Поэтому на заседании Совета по таможенной политике при ТППРФ, которое состоялось на прошлой неделе, мы подготовили отрицательный отзыв и считаем, что в данной редакции этот приказ принимать не следует. Но Министерство финансов РФ, разработчики этого приказа имеют свои возражения, поэтому неизвестно, в каком виде этот приказ выйдет. Во всяком случае, участникам ВЭД нужно быть готовым к тому, что основной декларационный массив будет привязан к тем ЦЭД, в которых зарегистрирован участник ВЭД. 

Ну, и наконец, последнее, что очень важно: все меры по выходу экономики России из пандемии предусматривает создание в полной мере и запуск Одного окна по экспорту, который создается при Российском экспортном центре – очень сложная работа. Преимущество для бизнеса в том, что единожды достаточно будет в Одно окно подать все данные, которые необходимы для оформления таможенного груза, идущего на экспорт. Но, естественно, это Окно будет работать таким образом только в случае, если все контролирующие органы, работающие на границе, будут безусловно производить обмен данными с ФТС, которая является конечным звеном в этой порой очень длинной цепочке по выпуску товаров за рубеж. Во всяком случае, ТПП полностью готова к работе в таком режиме.

Вы знаете, что система палат наделена функцией выдачи сертификатов происхождения товара - это важный документ при экспорте, особенно в тех странах и по тем товарам, которые пользуются преференциальными режимами (прежде всего пространство СНГ, соглашение о свободной торговле с Вьетнамом). Надеемся, что количество этих соглашений будет расширяться (это действительно объективный процесс), а одно окно, особенно для малого бизнеса и для средних предприятий, которые не могут содержать отдельный штат специалистов в области таможенного дела, станет существенным инструментом. Мы на это очень надеемся, и будем настоятельно ставить вопрос перед Правительством, перед ФОИВ о том, что нужно не просто Одно окно, а нужно Единое окно,которое таким же образом будет реализовывать операции не только по экспорту, но и по импорту, и , что особенно важно, – по транзиту (поскольку мы будем расширять наши возможности в области транзита грузов).

Напомню, что в числе приоритетов – расширение не только экспорта товаров, относящихся к группе ННЭ, но и экспорта услуг (очень важная услуга). 

Хочу пожелать участникам продуктивных дискуссий. Надеюсь, что эта информация будет полезной. Ну и рекомендация к организаторам - давайте всё-таки назовем наш форум по «по экспорту и импорту», потому что экспорт – наше все. Спасибо!»

 

 

Текст подготовила Толманова Зоя, Ассоциация содействия участникам ВЭД.