Утверждены правила совершения сделок с иностранными лицами из недружественных России стран
02.03.2022

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP продолжает следить за изменениями в законодательстве в связи с разработкой Российской Федерацией ответных мер, направленных против недружественных действий ряда иностранных государств и международных организаций.

Как мы сообщали ранее в нашем Информационном письме № 899 от 3 марта 2022 г., в начале марта 2022 г. Президент РФ принял указы о дополнительных временных мерах по обеспечению финансовой стабильности РФ [1], а также о применении специальных экономических мер [2]. В соответствии с данными указами ряд сделок (операций) между резидентами РФ и иностранными лицами должны осуществляться (исполняться) только после получения разрешения Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее – «Правительственная комиссия»).

Во исполнение данных указов Президента, 6 марта 2022 г. Правительством РФ были приняты правила выдачи Правительственной комиссией разрешений на осуществление (исполнение) резидентами РФ сделок (операций) с иностранными лицами (далее – «Правила») [3]. Указанные Правила вступили в силу с момента их официального опубликования 7 марта 2022 г.

Разработанные Правила регулируют порядок получения разрешений на совершение (исполнение) сделок (операций) с так называемыми иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые осуществляют в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (далее – «Лица из недружественных стран») [4].

Ниже Вы найдете более подробный обзор принятых Правил.

1. Кто относится к лицам из недружественных стран

5 марта 2022 г. Правительство РФ утвердило перечень из 52 иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (далее – «Недружественные страны») [5].

Как следует из Правил, Лицами из недружественных стран являются лица:

(a)  имеющие гражданство Недружественных стран; 
(b)  местом регистрации которых являются Недружественные страны; 
(c)  местом преимущественного ведения хозяйственной деятельности которых являются Недружественные страны; 
(d)  местом преимущественного извлечения прибыли от деятельности которых являются Недружественные страны; 
(e)  лица, которые находятся под контролем [6] лиц, перечисленных в п. ‎(a) - ‎(d) выше, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения хозяйственной деятельности.

 

При этом не признаются Лицами из недружественных стран лица, отвечающие одновременно следующим требованиям [7]:

(a)  такие лица находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с недружественными иностранными государствами; 
(b)  информация о контроле над указанными лицами раскрыта упомянутыми российскими юридическими лицами или физическими лицами, налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства.

 

2. Подконтрольные сделки

Перечень сделок, в отношении которых Правительственной комиссией должно быть выдано разрешение на их осуществление (исполнение) включает:

 

(a) сделки (операции) между резидентами РФ[8] и Лицами из недружественных стран по предоставлению Лицам из недружественных стран кредитов и займов в рублях; 
(b) сделки (операции) между резидентами РФ и Лицами из недружественных стран, влекущие возникновение права собственности на ценные бумаги и/или недвижимое имущество; 
(c) сделки (операции), указанные в п.п. ‎(a) - ‎(b), между резидентами РФ и иностранными лицами, не являющимися Лицами из недружественных стран, если предметом таких сделок (операций) являются ценные бумаги и/или недвижимое имущество, приобретенные после 22 февраля 2022 г. указанными иностранными лицами у Лиц из недружественных стран; 
(d) валютные операции, связанные с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа; 
(e) зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории РФ банках и иных организациях финансового рынка; 
(f) осуществление резидентами переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

3. Получение разрешения Правительственной комиссии

Для получения разрешения на совершение сделки (операции) резидент или Лицо из недружественных стран должно обратиться с заявлением в Министерство финансов Российской Федерации.

В заявлении должна содержаться исчерпывающая информация о сделке (операции) (в т.ч. информация о цели, предмете, содержании, и существенных условиях сделки (операции)). Также к заявлению должны быть приложены перечисленные в Правилах документы, среди которых – документы о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, лицах, осуществляющих контроль над Лицом из недружественной страны.

Помимо заявителей за получением разрешения в интересах указанных лиц могут также обращаться федеральные органы исполнительной власти и (или) Центральный банк РФ. В этом случае ни заявления, ни документов для получения разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) не требуется. Это означает, что, например, ФАС России самостоятельно может обращаться в Правительственную комиссию по сделкам, находящимся на ее рассмотрении в рамках осуществления контроля за экономической концентрацией.

От имени Правительственной комиссии заявления рассматриваются специально созданной подкомиссией, состоящей из представителей Администрации Президента РФ, Минэкономразвития, Центрального банка РФ и возглавляемой Министром финансов РФ. Срок рассмотрения заявления Правилами не установлен.

По итогам рассмотрения заявления, помимо решений об одобрении или отказе в одобрении сделки (операции), подкомиссией также может быть выдано решение об одобрении сделки (операции) с обозначением условий ее совершения (исполнения). Примечательно, что решение об одобрении сделки (операции) может быть выдано и в отношении неопределенного круга лиц.

Отдельно отметим, что в случае совершения сделок в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства, согласование таких сделок осуществляется в соответствии в общим порядком, установленным Федеральным законом № 57-ФЗ.

* * *

Если у Вас возникнут какие-либо вопросы или комментарии в связи с вышеизложенным, пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы будем рады их обсудить.


[1]  Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»

[2] Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»

[3] Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 года № 295 «Об утверждении Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации»

[4] Указанные Правила разработаны на основе положений Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «Федеральный закон № 57-ФЗ»), а также Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 838 «Об утверждении Правил осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

[5] Австралия, Албания, Андорра, Великобритания (включая Джерси, Ангилью, Британские Виргинские острова, Гибралтар), Государства - члены ЕС, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария, Япония (Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р)

[6] В понимании ст. 5 Федерального закона № 57-ФЗ

[7] См. п. 12 Указа Президента РФ от 05.03.2022 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»

[8] Согласно Правилам, термин «резидент» используется в значении, придаваемом этому термину п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Источник: Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP