Опубликованы документы по классификации товаров
28.08.2021

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, ранее в России – Goltsblat BLP, сообщает, что Комитет по Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации (далее – «Комитет ВТамО») опубликовал документы по вопросам классификации некоторых товаров по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, принятые на его 67-й сессии, проходившей в апреле 2021 года.

Публикация включает 39 классификационных решений (Classification Decisions), 9 изменений в Пояснения к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (amendments to the HS Explanatory Notes), а также 9 классификационных мнений (Classification Opinions), основанных на классификационных решениях Комитета ВТамО, принятых в ходе его предыдущей сессии.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров (далее – «Гармонизированная система») является международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС). Все государства – члены ЕАЭС участвуют в Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (далее – «Конвенция») и, как следствие, учитывают в своей правоприменительной практике классификационные решения и мнения Комитета ВТамО, а также пояснения к Гармонизированной системе.

Опубликованные документы по классификации призваны обеспечить единообразную интерпретацию и применение Гармонизированной системы, а также национальных товарных номенклатур, основанных на Гармонизированной системе.

Принятые Комитетом ВТамО классификационные решения касаются следующих товаров:

  • пищевые продукты и напитки (протеиновые коктейли, смеси для диетического питания, замороженные маленькие кукурузные початки, кукурузные початки, обезжиренный кокосовый порошок, концентраты травяного чая, концентраты алоэ);
  • некоторые продукты международных непатентованных наименований (INN);
  • эфирные масла;
  • дистиллированные моноглицериды;
  • заправочные нити для 3D-принтера;
  • пластиковые контейнеры для мусора;
  • некоторые виды пневматических шин;
  • парогенераторы;
  • медицинские стерилизаторы (формальдегидом);
  • подъемники с шарнирно-сочлененной стрелой;
  • полировальные щетки для пола;
  • электрогенерирующие установки;
  • электронные регуляторы скорости;
  • гибридные автомобили;
  • графические светодиодные планшеты (LED light box).

 

Классификационные мнения, основанные на ранее принятых классификационных решениях и внесенные в сборник классификационным мнений Комитета ВТамО, относятся к следующим товарам:

  • прополис;
  • табачные стики для систем нагревания табака;
  • сжиженный нефтяной газ;
  • листовое стекло, изготавливаемое методом overflow down draw (fusion draw);
  • скрученный стальной трос;
  • наружный блок системы с переменным расходом хладагента (VRF) (компонент системы отопления, охлаждения и кондиционирования);
  • передвижной съемный дом-прицеп;
  • набор первой помощи для транспортных средств;
  • полиуретановый антистрессовый мяч.

Изменения в Пояснения к Гармонизированной системы касаются следующих товарных позиций: 2409, 2939, 7323, 8703, 9503, 9505.

С полными текстами опубликованных документов по классификации на английском языке можно ознакомиться на интернет-сайте Всемирной таможенной организации по адресу http://www.wcoomd.org/en/topics/nomenclature/instrument-and-tools/tools-to-assist-with-the-classification-in-the-hs/hs_classification-decisions/classification-decisions.aspx.

Документы Комитета ВТамО, интерпретирующие положения Гармонизированной системы, являются актами мягкого права (soft law). Они содержат правило (рекомендацию) по классификации того или иного товара, но не носят юридически обязательного характера для государств – участников Конвенции.

При этом правоприменительная практика России и ЕАЭС исходит из того, что таможенные органы не могут безосновательно отказаться учитывать классификационные решения и мнения Комитета ВТамО, а сами решения и мнения необходимы для реализации принципа правовой определенности при классификации товаров.

Следует иметь в виду, что государства – участники Конвенции вправе уведомить Всемирную таможенную организацию (ВТамО) о том, что они не могут применять то или иное классификационное решение или мнение, принятое Комитетом ВТамО. В соответствии с рекомендацией ВТамО такое уведомление должно содержать обоснование невозможности применения соответствующего классификационного решения или мнения.

По состоянию на дату подготовки настоящего обзора мы не располагаем информацией о направлении Российской Федерацией уведомлений о невозможности применения каких-либо из документов, принятых на 67-й сессии Комитета ВТамО и одобренных самой ВТамО.

Необходимо также учитывать, что позиция Коллегии ЕЭК по классификации тех или иных товаров может отличаться от позиции Комитета ВТамО. В случае подобного расхождения необходимо руководствоваться решениями Коллегии ЕЭК как общеобязательными нормативными актами, действующими на территории всего ЕАЭС.

Принятые классификационные решения и мнения Комитета ВТамО могут иметь существенные последствия для компаний, осуществляющих импорт товаров на территорию РФ.

В частности, импортеры могут ссылаться на эти документы в обоснование тарифной классификации товаров как в ходе таможенного оформления, так и при последующем оспаривании решений и действий таможенных органов. Данные документы также можно использовать в обоснование необходимости переклассификации уже ввезенных товаров.

Однако необходимо иметь в виду, что и таможенные органы могут переклассифицировать ранее ввезенные товары и доначислить таможенные платежи, а также отозвать выданные предварительные решения по классификации товаров, если окажется, что ранее применявшаяся классификация не соответствует подходу, изложенному в классификационных решениях и мнениях Комитета ВТамО.

Источник:  Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP