Итоги заседания
09.06.2023

Итоги заседания Консультативного совета по взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности при Центральном таможенном управлении, состоявшегося 8 июня.

Просим учесть в работе.

1. Основные ошибки, совершаемые импортерами при заполнении ДТ по направлению валютного контроля.

Выступление: начальник Центральной электронной таможни Беляев Сергей Витальевич

Цель валютного контроля - обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, в том числе во внешнеторговой сфере. 

Регулирование валютного контроля осуществляется актами валютного законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами - актами органов валютного регулирования.

Основным нормативным актом является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Основные ошибки, совершаемые импортерами при заполнении ДТ по направлению валютного контроля. 

1. Заявление в одной ДТ сведений о нескольких товарных партиях,  а соответственно отражение в 44 графе ДТ информации о нескольких уникальных номерах контракта (УНК) и/или нескольких внешнеторговых контрактах.

2. Отражение недостоверных сведений о валюте цены в графе 22 ДТ.

3. Заявление в графе 24 ДТ кода особенности характера сделки «06» (сделки, на которые не распространяется требование о постановке их на учёт в уполномоченном банке, исходя из суммы сделки) при условии наличия в графе 44 ДТ уникального номера контракта, подтверждающего постановку внешнеторгового контракта на учет в уполномоченном банке.

4. Некорректное указание во втором подразделе графы 24 ДТ кодов особенностей характера сделки. Так, например, указание кода «11» и/или «12», свидетельствующих о перемещения товаров по внешнеторговым бартерным сделкам при наличии внешнеторгового договора  купли-продажи товаров.

5. Некорректное заполнение  в графе 24 ДТ кодов характера сделки «18», «19», «28», «31», «38», «42», «56», «58» с одновременным указанием в графе 22 ДТ валюты и общей суммы по счету. В соответствии с требованиями Порядка заполнения ДТ при безвозмездных поставках товаров (в рамках возмездных и безвозмездных договоров), а также при поставках товаров без заключения внешнеэкономической сделки графа 22 ДТ не заполняется.

Некорректное заполнение граф ДТ приводит к необходимости осуществления мероприятий по корректировке ДТ после выпуска товаров.

 

2. О возможности применения технологии автоматического выпуска ДТ с особенностями временного периодического таможенного декларирования.

Выступление: начальник Центральной электронной таможни Беляев Сергей Витальевич

С 22 декабря 2022 года вступили в силу изменения в статью 102 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В настоящее время неполное, периодическое и временное периодическоедекларирование не применяется:

 - к товарам, в отношении которых РФ принято решение о применении количественных ограничений, других запретов и ограничений экономического характера по их вывозу из РФ, в том числе за пределы таможенной территории Союза, если Правительством РФ не предусмотрено иное;

-    к товарам, в отношении которых РФ принято решение о введении вывозных таможенных пошлин или об увеличении их ставок, в течение двенадцати месяцев с первого числа месяца вступления в силу такого решения, если Правительством РФ не предусмотрено иное.

В отношении временного периодического декларирования также действуют ранее установленные федеральным законом ограничения. Данная особенность декларирования не применяется:

- в случае, если на дату подачи временной декларации на товары в отношении декларанта имеются вступившие в силу и неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;

- в случае, если на дату подачи временной декларации на товары декларант осуществляет внешнеэкономическую деятельность менее одного года, в период которой ввоз товаров в Российскую Федерацию (вывоз товаров из Российской Федерации) осуществлен декларантом менее двенадцати раз.

Кроме того, действуют ограничения при применении неполного, периодического и временного периодического в отношении отдельных категорий товаров: 

  1. Категории товаров, в отношении которых не применяется неполное и периодическое декларирование, установлены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1075(зерновые, удобрения, древесина, черные металлы)
  2. Категории товаров, в отношении которых не применяется временное периодическое декларирование, установлены Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2020 г. № 721(древесина).

Перечисленные ограничения не применяются при временном периодическом декларировании в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, а также в отношении товаров, декларантами которых выступают лица, уплатившие за год, предшествующий дате подачи временной декларации на товары, таможенные пошлины, налоги в размере более ста миллионов рублей.

В соответствии с частью 15 статьи 102 Федерального закона от
 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ после фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных деклараций на товары, вывезенные за пределы таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации. Полные декларации на товары должны содержать точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости вывезенных товаров, а также о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Вывоз товаров в количестве, превышающем заявленное во временной декларации на товары (временной таможенной декларации) общее количество товаров, не допускается. Соответственно, требуется дополнительная проверка в отношении декларируемого объема поставки, заявленного в полных декларациях на товары, путем сравнения сведений, заявленных в ПВД/ПДЗ со сведениями о фактическом вывозе товаров, содержащихся в СКВВ, а также поданной ранее ВТД.

В соответствии с частью 20 статьи 102 Федерального закона от
 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ предельный срок подачи полной декларации на товары, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым не применяются ограничения, не может превышать восемь месяцев со дня регистрации временной декларации на товары, а на товары, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения, указанный срок не может превышать шесть месяцев

В отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, полная таможенная декларация должна быть подана не позднее двадцатого числа месяца, следующего за календарным месяцем поставки товаров.

Таким образом, совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, перемещаемых с особенностями временного периодического таможенного декларирования, требует проверки соблюдения условий, установленных статьей 102 Федерального закона № 289-ФЗ, как при подаче временной таможенной декларации, так и при последующей подаче полных таможенных деклараций. В настоящее время проведение такой проверки в автоматическом режиме без участия должностного лица таможенного органа невозможно.

 

3. Меры финансово-экономической поддержки участников внешнеэкономической деятельности.

Выступление: заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов Центрального таможенного управления Фролкина Инна Михайловна 

В настоящее время действует ряд принятых государством мер финансово-экономической поддержки участников внешнеэкономической деятельности.

Часть из них реализуется посредством таможенных органов, например, такие меры поддержки, как «обнуление» ставок ввозных таможенных пошлин, предоставление льгот по уплате таможенных платежей, предоставление отсрочки (рассрочки) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

В данном выступлении будет доведена информация о механизме введения и получения указанных мер поддержки.

Вопросы изменения ставок ввозных таможенных пошлин и введения тарифных льгот относятся к компетенции Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия). 

Так по инициативе Российской стороны в целях поддержки отраслей промышленности принят ряд Решений Комиссии, которыми установлены ставки ввозной таможенной пошлины в размере 0 %. 

По состоянию на 2 июня 2023 года за период действия Решения данной мерой поддержки воспользовались 5313 участников ВЭД. Сумма неуплаченной ввозной таможенной пошлины составила  19,04 млрд. руб.

В связи с тем, что данная мера имела ретроспективное действие, за возвратом уплаченных ввозных таможенных пошлин обратился 391 участник ВЭД. Возвращено 973,48 млн. руб.

В тех случаях, когда не удаётся обнулить импортную пошлину в таможенном тарифе на площадке ЕАЭС, возможно использовать механизм  инвестиционной тарифной льготы.

Подпунктом 7.1.11 Решения Комиссии № 130  предусмотрена тарифная льгота в отношении технологического оборудования, комплектующих 

и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых 

для исключительного использования на территории государства-члена ЕАЭС 

в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государств-членов ЕАЭС.

Перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов и Правила предоставления тарифной льготы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.05.2022 № 839 .

Данная тарифная льгота предоставляется при условии предоставления 

в таможенный орган подтверждения целевого назначения, выданного уполномоченным органом, ответственным за соответствующий сектор экономики.

Товары, в отношении которых при ввозе предоставлена тарифная льгота, могут использоваться исключительно для целей реализации инвестиционного проекта и в период его реализации. Такие товары подлежат условному выпуску.

При этом Порядком определено, что обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин не предоставляется.

Также действенной мерой поддержки является механизм предоставления льгот по уплате НДС. Сумма предоставленных льгот по уплате НДС в регионе деятельности Управления за 5 месяцев 2023 года составила 5,73 млрд. руб. или порядка 93% от общей суммы предоставленных льгот (6,18 млрд. руб.).

Категории товаров, освобождаемых от уплаты НДС, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

В регионе деятельности Управления самыми востребованными на протяжении многих лет льготами являются:

- льготы по уплате НДС в отношении ввозимых медицинских товаров, в том числе медицинских изделий, линз и оправ для очков, товаров для профилактики иинвалидности и реабилитации инвалидов, а также сырья и комплектующих для их производства (61,33% или 3,79 млрд. руб.);

- льготы по уплате НДС в отношении технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации (10,54% или 0,65 млрд. руб.).

Ещё одной мерой поддержки является предоставление отсрочки (рассрочки) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Данный механизм активно заработал в 2022 году.

Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате ввозной таможенной пошлины, сроки и основания для отсрочки  установлены ТК ЕАЭС , а именно главой 8.

Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов регулируется главой 9 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ .

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021

№ 2021  утверждён порядок подтверждения наличия оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Приказом ФТС России от 28.02.2019 № 342  утверждены формы документов, необходимых для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также порядок их заполнения, рассмотрения и принятия решений по ним.

В регионе деятельности Управления с предоставлением отсрочки уплаты ввозной таможенной пошлины без уплаты процентов в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.04.2022 № 75  выпущено

26 ДТ. Предоставлена отсрочка на сумму 19,85 млн. руб.