«Таможенное законодательство в РФ крайне сложное, и соблюсти все правила трудно»
20.01.2017

«Следует учесть самый важный аспект, позволяющий системе ГИБДД работать эффективно и практически без сбоев: штрафы выписываются не инспектором, а посредством фиксирования нарушений камерами дорожного наблюдения в рамках достаточно простой законодательной базы.

Таким образом, отсутствует человеческий фактор при принятии решения о вынесении штрафа, а алгоритм работы прост: превысил скорость, камера это зафиксировала, система выписала штраф, нарушитель уведомлен посредством огромного количества онлайн-сервисов. Дальше его выбор: оплатить штраф со скидкой в 50% в отведенный льготный период или в полном размере.

С выставлением штрафов при нарушении таможенного законодательства ситуация совершенно иная. Самое главное отличие в том, что нарушения выявляются непосредственными инспекторами на местах таможенного декларирования и/или пунктах пропуска через границу. То есть присутствует человеческий фактор и именно он является определяющим.

Например, при декларировании товара обязательно указываются его вес – нетто и брутто. Эти данные предоставляются заводом-изготовителем или отправителем товара. Однако если в ходе досмотра товара таможенными органами его фактический вес не соответствует заявленному при декларировании, это может служить поводом для вынесения решения об административном нарушении в части недостоверности декларирования товаров (ст. 16.2 п.2,3 КоАП РФ).

Такое несоответствие заявленной и фактической массы может возникнуть, например, когда партия весом в 15 тонн взвешивается на старом оборудовании. При этом вес товара, как правило, округляется до десятых килограмма. В итоге величина погрешности может быть колоссальной и привести к административному правонарушению.

Таможенное законодательство в РФ на сегодняшний день крайне сложное и соблюсти все правила действительно трудно. Каким бы добропорядочным участником ВЭД ни являлось юридическое лицо, все равно можно выявить нарушения.

Таможенные штрафы, определенные КоАП, могут быть вынесены в достаточно широком диапазоне при их расчете. Например, при недекларировании товаров в таможенные органы (ст. 16.2 п. 1 КоАП РФ) штраф может быть наложен в размере 50-200% от стоимости недекларированного товара и/или с его конфискацией. Решение принимают должностные лица из отдела административных расследований, руководствуясь собственной логикой.

Определение размера административного штрафа происходит вместе с вынесением постановления о нарушении КоАП, на которое у таможни, как правило, уходит не менее 30 календарных дней, а вступает оно в законную силу еще через 10 дней. Далее оригинал постановления в письменном виде передается правонарушителю, который оплачивает по нему штраф в отведенный 30-дневный срок.

Исходя из всего вышеперечисленного, маловероятно, что скидка в размере 50% от наложенного штрафа может стимулировать участников рынка полностью соблюдать сложное законодательство, где сам факт нарушения определяется человеком, а не независимой и, желательно электронной, системой контроля».